Поэт в окружении своих творений |
Никогосян и Торосян проектируют памятник Е. Чаренцу для Еревана. Думается, в этом последнем поиски монументального синтеза обретут новые качества, еще большую содержательную глубину. Проект представляет собой четырехгранный обелиск, состоящий из сложных по рельефу металлических труб, украшенный с фронтальной стороны портретом поэта, а с остальных - символическими композициями по мотивам стихов Чаренца. «Уже в эскизе видно, что архитектурные и скульптурные элементы существуют здесь в сложном взаимодействии. Пространственная композиция определяет масштаб и характер развития пластических тем. Вертикальные пластины... «спаянные» со скульптурными деталями... организуют динамику развития пластической идеи во времени... В «монтажном сцеплении» архитектурных и скульптурных мотивов кристаллизуется единое художественное целое - образ большого интеллектуального и эмоционального накала». Созданная грузинским скульптором Э. Амашукели статуя Н. Пиросманашвили (1975) расположена так, что воспринимается вместе с архитектурой метехской церкви, мощными скалами и прилепившимися к ним живописными домиками старого Тбилиси. Городское окружение органично входит в образный контекст этого лирического, камерного по своей природе памятника. В фигуре Пиросмани, стоящего на коленях и прижимающего к груди ягненка,- горестное размышление, ощущение одиночества. Включение в композицию изображения ягненка - символа жертвенности - имело своей целью усилить тему нравственной чистоты. |