Общественность задач и социальных предпосылок |
Общественность задач и социальных предпосылок, серьезные успехи некоторых национальных школ заставляют наших скульпторов внимательно всматриваться в художественную практику социалистических стран, в сложившееся там понимание монументальных и малых форм, приглядываться к опыту эстетической организации среды. Общность этому двадцатилетию придает также диалектическая неразрывность начавшегося в 1960-е годы и продолжающегося по сей день процесса интенсивного «раздвижения» ранее сложившихся границ видов и жанров, расширения взаимосвязей между ними в современном искусстве. Начался этот процесс с усилившегося тяготения скульптур туры к монументальности, что вызвало мощное развитие памятника и появление принципиально новых пространственных комплексов. Вместе с тем обозначилась тенденция значительной монументализации станковой скульптуры, что существенно повлияло на судьбы последней. Художники-станковисты стали мыслить шире, создавать пластические построения, более отвечающие духу времени. На смену преобладавшему в 1960-е годы увлечению монументальностью в семидесятые годы пришло повышенное внимание к станковым формам, что связано с тягой к углубленному познанию внутреннего мира современника, с усилением личной авторской интонации. Эта тенденция затронула также монументальную и декоративную скульптуру. Возникновение более сложного сплава станкового и монументального стало убедительным примером плодотворного взаимообогащения видов искусства. Впрочем, не всегда оно имеет именно такой характер. «Облачение» жанрового или камерного замысла в плакатно-монументальные одежды, отказ от присущих станковому искусству психологической содержательности, продуманности и тщательности исполнения справедливо рассматриваются сегодня как явление негативное. |