Использование образа-метафоры |
Использование образа-метафоры соответствует общей целенаправленности поиска советских скульпторов в семидесятые годы. Для Д. Митлянского этот новый аспект осознания жизни открылся в связи с работой в портрете. Стремлению автора раскрыть действенное начало в натуре изображаемого человека не отвечала форма, «сведенная» к изображению только головы. В цикле «Художники работают», исполненном на протяжении 1972- 1973 годов, Митлянский, остро очерчивая характер, сохраняя единство целого, усиливает выразительность композиции яркими образными метафорами (например, фигура мезенской «музы» в портрете живописца В. Попкова или скульптура «Герой войны» в изображении венгерского художника И. Варги). Продуктивной формой, способной раскрыть сложный мир человеческих отношений, уже давно казался Митлянскому групповой портрет. Его композиция «Физики» (1967), состоящая из двух групп, интересно задумана и содержит немало живых наблюдений. Однако скульптор сам почувствовал излишнюю «заданность» расстановки фигур в этой работе. В последние годы он отказывается и от этого, и от чрезмерной и не всегда оправданной композиционной активности. Сам он писал: «Работая над группой «Люди», я старался освободиться именно от «композиционного диктата». Лепил каждую фигуру отдельно, затем обдумывал пластическое решение подходящей для нее колонны, которую лепил и отливал в бетоне. Все фигуры были составлены вместе только в выставочном зале... |